О своем опыте прохождения практического экзамена по вождению Игорь уже рассказал в посту Получение водительских прав в Германии, этап 3, практический экзамен.
Наконец-то закончилась и моя эпопея с подтверждением прав в Германии =)
Результат — сдала с 1-ого раза. Ура!
Предыстория
Российские водительские права у меня с 2009 г., тогда сдавала на механике, после получения прав практически не водила. Начав подтверждение водительских прав, для себя сразу решила, ничего лучше автомата нет, поэтому сразу будут делать права только для автомата.
Подготовка к экзамену
Мне пришлось пойти в другую автошколу, т.к. в школе, где учился Игорь, можно было заниматься только на механике. Тут сразу ощущаешь, что живешь в маленьком городе. Я нашла всего 4 школы в Саарбрюккене, предлагающие машину с автоматической коробкой передач и в итоге пошла в ту, где была лучше машина — новый Гольф 2014 г. В 2-ух других школах предлагалось ездить на чем-то очень-очень старом, а про 4-ую я слышала, что у них очень много народу и сложно получать регулярные уроки, плюс и цены выше.
Моя школа — Fahrschule Dirk Blamberg, рекомендовать я ее не буду, хотя школа работает честно, ведет подробный учет платежей, работает на результат — им действительно важно, чтобы вы сдали с первого раза, но не буду советовать из-за учителей.
Что в Москве, что здесь мне с учителем не повезло.
Здесь я сразу могу дать совет №1 — не неситесь как я сразу записываться в школу, пообщайтесь с сотрудниками школы, возьмите пробный урок, преподаватель и его методика должны вам подходить.
Мой преподаватель — сам по себе неплохой человек, но позволял себе во время уроков такие вещи, которые на мой взгляд делать учителям, не важно чего, просто нельзя.
У Игоря преподаватель был просто душка! Мой любой типаж преподавателей: хороший интеллигентный дядечка в возрасте, спокойный, никогда не повышающий голос, любящий и знающий свое дело.
Мой преподаватель был полная ему противоположность, поэтому занятия для меня проходили в стрессе. Для кого-то такой типаж может быть наоборот даже лучше, — поэтому см. совет №1.
Была еще проблема: я редко получала уроки. Записалась в школу я в конце сентября 2014 г., с декабря по февраль сделала паузу, т.к. в этот момент Игорь тоже занимался в автошколе, и одновременно брать уроки достаточно накладно, плюс к этому у меня была активная подготовка к сессии. Тем не менее в октябре, ноябре, марте и апреля я не могла заниматься по 2-3 раза в неделю, мне просто не давали уроки. До апреля моим преподавателем был владелец школы, веселый дядька, неплохой преподаватель, но из-за большого количества учеников ему пришлось отдать всех учеников, которые обучались автомату, другому преподавателю. С ним мы и не сошлись характерами, и я по-прежнему редко получала уроки.
В итоге в мае уже готова была перейти в школу Игоря, пусть и на механике, но с замечательным преподавателем и регулярными занятиями. В мае пришлось даже слегка поругаться с моим новым преподом. Я не стала переходить в другую школу из-за 3-ех причин:
- В случае перехода на механику, я боялась не успеть до конца августа (теорию я сдавала в прошлом 2014 г., после теории дается 1 год на сдачу практического экзамена). Т.е. понадобился бы еще где-то месяц, чтобы просто снова привыкнуть к механике и потом бы оставалось очень мало времени, при этом нужно было учитывать возможность пересдач. Если не успеваешь — начинаешь всю процедуру подтверждения по новой.
- В случае перехода в другую автошколу, где предлагался автомат, у меня не было никаких гарантий, что там преподаватель будет лучше.
- Мой преподаватель пообещал давать мне уроки чаще.
Мы действительно стали после этого заниматься регулярно, но видимо в Германии, как и в России, без нервотрепки никто нормально работать не будет…
Стоимость обучения на автомате
Стоимость одного урока на автомате дороже, чем на механике. За механику вы в среднем отдадите 30 евро/45 минут. За автомат — 35 евро/45 минут.
Регистрация в школе — 90 евро. Т.к. это подтверждение прав, в моей школе делают скидку 50%, если вы пойдете с нуля, то заплатите 180 евро. В школе, где обучался Игорь берут всего 20 евро за регистрацию.
Занятия — были уроки по 45/60/90 минут — общая стоимость 1 840 евро.
Экзамен — 230 евро.
Итого за 3-ий этап подтверждения прав: 2 160 евро.
Итоговая стоимость подтверждения прав на автомате за 1 человека
- Этап 1: Фото в автомате (6€), курсы первой помощи и тест на зрение (25€), справка из АБХ (10€), перевод прав и доставка по почте (58,50€), пошлины (42,60 €) — 142,10€
- Этап 2: Теоретический экзамен (21,99€), Подготовка к теоретическому экзамену online (39,99€) — 61,98€
- Этап 3: Практический экзамен (230€), Регистрация на курс (90€), уроки с инструктором (1840€) — 2 160€
Итого: 2 364€
Экзамен
Несмотря на то, что экзамен я сдала с первого раза, заезда была 2…
Заезд №1
Мне назначили экзамен на пятницу, всю неделю нервничаю, переживаю, экзамен начинается, выполняю первое задание и тут экзаменатор говорит: «Ой, она же на автомате сдает, а у меня в документах стоит: механика, я не имею право принимать экзамен». Мы разворачиваемся и едем обратно… Классно, да? =)
В итоге оказалось, что это была ошибка TÜV.
Совет №2: если у вас также как у меня были права на механике и вы решите для упрощения жизни сделать немецкие права только для автомата, при подаче в Ordnungsamt убедитесь, что в заявлении стоит подтверждение только для автомата.
Совет №3: перед экзаменом убедитесь, что автошкола записала вас на экзамен именно на автомате.
В моей ситуации, школа все подала правильно; Ordnungsamt, где мы подавали заявление на подтверждение, видимо проставил механику и в TÜV в итоге, то ли они что-то не нашли, то ли не увидели, хотя у них в документах от автошколы все было, в итоге стояло, что я сдаю на механике.
Мой экзаменатор попытался получить устное разрешение по телефону, но сотрудники, имеющие на это право работают по пятницам до 12, а экзамен начался в 12.45…
Заезд №2
Следующий экзамен мне назначили через неделю, также в пятницу. Во вторник я решила взять еще одно занятие 90 мин в 11.00. За 3 минуты до начала урока звонит мой преподаватель и говорит, что мне перенесли экзамен на сегодня на 13.00, т.е. мы откатаемся и сразу на экзамен.
Было весьма неожиданно… Но потом я решила, оно и к лучшему, так я всего 2 часа вместо целой недели буду нервничать. Кстати, экзаменатор оказался тот же, что и в предыдущую пятницу.
Экзамен прошел идеально =)
Во время экзамена вы должны выполнить 3 из 5 возможных заданий, из которых «экстренное торможение» является обязательным. Другие 2, которые мне достались: разворот и параллельная парковка.
Параллельная парковка — «любимое» женское упражнение, но к моему удивлению, выполнила я его как никогда идеально! =))
Я конечно немного нервничала, однако и мой преподаватель и сам экзаменатор (!) меня успокаивали, мол все хорошо, «alles in grünem Bereich». По сравнению с экзаменом в России — небо и земля.
В итоге экзамен длился вместо 45 мин только 40 мин. Видимо, он меня пожалел, т.к. я уже 1 раз минут 10 с ним все таки отъездила, а может потому что ехала без проблем и и так видно, что все хорошо.
Экзаменатор в итоге после экзамена сказал, что он в тот день принял 7 экзаменов, из которых сдали 3 из 7, включая меня, и двум он права просто «подарил», а я была единственная, кто «уверенно ехала и знала, что делает». В общем вся такая молодец =)
Преподавателю надо отдать должное, экзаменатора он заговаривал/отвлекал, я в принципе и не косячила, но так ехать гораздо спокойнее.
Поход в Ordnungsamt
На следующий день после экзамена я пошла со справкой о сдаче экзамена, паспортом и eAT в Ordnungsamt, подала заявление на изготовление немецких прав, мне дали временные права на 1 месяц — на красном листе бумаги, с пометкой «78» (это значит только автомат).
Через 3-4 недели должно прийти письмо о том, что я могу прийти и забрать права, при себе необходимо будет иметь: паспорт и временные права, которые надо будет сдать обратно.
Советы для практического экзамена
Общие вопросы
Мой преподаватель готовил меня к тому, что на экзамене могут задать теоретический (или общий) вопрос, касающийся машины. Мне вопрос в итоге не задали, но мы постоянно повторяли следующие вопросы:
- Когда мы включаем аварийку? Ответ:
- Stauende
- Panne
- Beim Anschleppen
- Unfall
- Что нужно учитывать касательно шин? Ответ:
- Druck
- Allgemeiner Zustand
- Profiltiefe min 1,6 mm
- Каким цветом загорается сигнал, показывающий, что у нас включен дальний свет (и как его включать =)):
- Синий
- Где находится клаксон =) (нем. Hupe)
- Как включить дворники =)
- Как включить ближний свет =)
3 основные ошибки, после которых экзамен сразу заканчивается:
- Вы проехали на красный свет
- Вы нарушили правило «правый перед левым» — т.е. не пропустили
- Вы нарушили скоростной режим
Учет оплаты уроков
В моей школе велся тройной учет: преподаватель вносил время урока/день/сумму, которую я оплатила, мне в зеленую книжечку (ее всем ученикам дают, она всегда остается у вас на руках), потом он вносил себе на телефон в электронную систему, затем записывал в журнал (видимо на случай, если система слетит или выдаст ошибку).
Я тогда не понимала, зачем так много записей, пока не оказалась в следующей ситуации:
на последнем уроке мой преподаватель мне неожиданно заявил, что у меня 70 евро долга, хотя я знаю точно, что все оплатила, т.к. параллельно вела свой учет затрат. В итоге договорились, что решу этот вопрос сама с администратором школы. Я сделала распечатку своих записей, сверила с тем, что записано у меня в зеленой книжечке — все совпадало, и понесла в автошколу. В итоге выяснилось, что мой преподаватель письменно в журнал записал все правильно, а в систему по ошибке внес 0 вместо 70 евро, отсюда и возникла разница. Так что я конечно ничего платить не должна была.
Совет №4: когда будете брать уроки в автошколе, ведите параллельно свой учет затрат, а также просите преподавателя собственноручно вносить данные (время урока/день/сумму, которую вы оплатили) вам в зеленую книжечку. Т.к. это единственное доказательство ваших оплат в случае каких-то разногласий или потерь данных на стороне школы.
Общие впечатления от вождения в Германии:
На мой взгляд, водить в Германии (как минимум в маленьких городах) сложнее, чем в Москве. В Москве практически все перекрестки регулируются светофорами, тогда как здесь на каждом шагу вы можете оказаться в зоне 30 (не путать с максимальной скоростью 30) или в районе с равнозначными дорогами, где действует правило: правый перед левый. У меня пожалуй это вызвало основную сложность во время обучения, потому что не всегда понятно, когда вы съезжаете с главной дороги =)
Автобан — поначалу страшненько, конечно =) У меня 1 раз был урок, когда мы все 90 минут катались по автобану, отрабатывали заезды и выезды, а также обгоны. В какой-то момент пришлось совершать обгон на скорости 165 км/ч. Я думала, я унесу руль с собой.
Все это дело опыта, конечно.
Совет №5: у кого есть возможность, по приезду в Германию, пока вы первые 6 месяцев еще можете кататься со своими старыми правами — сразу садитесь за руль, смотрите ролики на youtube и не делайте большого перерыва в вождении, — это сэкономит вам много денег.
Хорошее короткое видео с основными моментами, которое стоит посмотреть перед практическим экзаменом по вождению: Letzte Tipps für die Prüfung (am Abend vorher).
Всем удачи!
Добрый день! Подскажите, пожта, что означаете ограничение, что российские права действуют в Германии только полгода? Значит ли это, что я не смогу в том числе снять машину в каком-нибудь Hertz? Они реально это отслеживают?
Это значит что если вас остановят и проверят то наказание будет как за вождение без прав (дорого и больно). Herz не обязан это проверять, так что как повезет, но сопоставить дату выдачи вашей карты ВНЖ и сегодняшнюю дату не сложно
Только что пересдал на права в гамбурге
Откатал 2 занятия с инструктором, после чего он сказал что можно идти сдавать. т.к. до экзамена была еще целая неделя -я взял еще 2 урока, на которых мы в основном обсуждали особенности вождения в германии. Поэтому приведу тут то, что мне показалось интересным по сравнению с РФ
1. «Зоны 30» и ограничения 30 не бывает на дорогах обозначенных знаком «главная дорога» (за исключением ремонта и т.п.)
2. В зоне 30 все (99%) перекрестки равнозначные
3. Вне зоны 30 в городе обычно перекрестки с приоритетом
4. Нельзя опережать (обгонять) справа. Если на автобане машины слева замедлились -тоже замедляемся. Можно ехать если весь ряд слева стоит, а вам надо на съезд, но разница скоростей 20км/ч или медленнее! Это важно.
5. На парковках и в паркингах «правый перед левым» не действует (т.к. нету пересечения дорог), не полагайтесь на это, но сами уступайте
6. Пристегиваемся пока еще ключ не в замке, а отстегиваемся после того как машина на ручнике, ключ вытащин и рулевое колесо защелкнуто
7. При движении назад обязательно оглядываемся, даже если отодвигаемся чтобы выехать после «паралельной парковки»
8. При выезде на автобан лучше превысить скорость и безопасно встроиться в поток, но потом сбросить до разрешенной
Много рассказал про контроль за тех.состоянием, например как проверить на экзамене достаточно ли еще протектора без инструментов, задние стоп-сигналы и т.п., но меня это не спросили.
Да, экзамен можно сказать что был на английском. Обязательные фразы и команды экзаменатор говорил на немецком, но если я не кивал «ок» то тут же переводил на английский, за что спасибо ему огромное.
Лично мне после 3х месяцев за рулем в Гамбурге местное движение все еще не нравится. Както грубо и я б сказал излишне самоуверенно, парковки под знаками, на газонах и тротуарах, сигналы и моргание дальним, толкотня и перестроения на автобанах. Наверно еще не освоился. Хотя мой инструктор тоже жаловался что местные водят не идеально.
Совет Маргарите -скорее за руль. Если хотите водить уверенно -нужна ежедневная практика, пусть и понемногу, и чтобы вы в машине были в одиночестве.
PS мне права обошлись в 660 евро от начала до конца.
Да, «Зона 30» это улица с обоих сторон которой расположены жилые дома вплотную к проезжей части. Если с одной стороны дома, а с другой поле/завод то будет «50»
Спасибо за совет! =)
Мы как раз в ближайшее время уже будем брать машину.
По поводу 1 пункта:
>>1. «Зоны 30» и ограничения 30 не бывает на дорогах обозначенных знаком «главная дорога» (за исключением ремонта и т.п.)
В «зоне 30» всегда равнозначные дороги, т.е. действует правило: правый перед левым, а вот ограничение 30 в Саарбрюккене встречается и на главных дорогах =)
И по поводу 5 пункта:
>>5. На парковках и в паркингах «правый перед левым» не действует (т.к. нету пересечения дорог), не полагайтесь на это, но сами уступайте
Нас в Саарбрюккене наоборот учили: на парковках всегда действует правило правый перед левым. Забавно)
Привет! Поздравляю!
А у нас тут есть зона 30, но перекрестки все равно главной дороги (тут шоссе идет через города, так в них 30, но по главной).
Я кстати тоже только что сдал и сразу же права получил 🙂
Поздравляем! =)
Там точно знак «зона 30», а не «максимальная скорость 30»?
Да да, зона 30 🙂
Видимо, очередное редкое исключение из правил %)
выполнить 3 из 5 возможных заданий, из которых «экстренное торможение» является обязательным. Другие 2, которые мне достались: разворот и параллельная парковка.
А как же, выезд на автобан????? У Вас был автобан? Мне сказали, что это как раз, очень важный из заданий.